Гость
Посвящается..... Кларису юноша любил Давно тому назад. Он сердце девы получил, А сердце — лучший клад. Уж громкий колокол гудет, И в церкве поп с венцами ждет. И вдруг раздался крик войны, Подъяты знамена: Спешат отечества сыны — И ноги в стремена! Идет Калмар, томим тоской, Проститься с девой молодой. «Клянись, что вечно, — молвил он, — Мне не изменишь ты! Пускай холодной смерти сон, О дева красоты, Нас осеняет под землей, Коль не венцы любви святой!» Клариса клятву говорит, Дрожит слеза в очах, Разлуки поцелуй горит На розовых устах: «Вот поцелуй последний мой — С тобою в храм и в гроб с тобой!» «Итак, прости! Жалей меня: Печален мой удел!» Калмар садится на коня И вихрем полетел... Дни мчатся... Снег в полях лежит... Всё дева плачет да грустит... Вот и весна явилась вновь, И в солнце прежний жар. Проходит женокая любовь, Забыт, забыт Калмар! И должен получить другой Ее красу с ее рукой. С невестой под руку жених Пирует за столом, Гостей обходит и родных Стакан, шипя вином. Пир брачный весело шумит, Лишь молча гость один сидит. На нем шелом избит в боях, Под хладной сталью лик, И плащ изорван на плечах, И ржавый меч велик. Сидит он прям и недвижим, И речь начать боятся с ним... «Что гость любезный наш не пьет, — Клариса вдруг к нему, — И что он нить не перервет Молчанью своему? Кто он? Откуда в нашу дверь? Могу ли я узнать теперь?» Не стон, не вздох он испустил — Какой-то странный звук Невольным страхом поразил Мою невесту вдруг. Все гости: ах! — открыл пришлец Лицо свое: то был мертвец. Трепещут все, спасенья нет, Жених забыл свой меч. «Ты помнишь ли, — сказал скелет, — Свою прощальну речь: Калмар забыт не будет мной; С тобою в храм и в гроб с тобой! Калмар твой пал на битве — там, В отчаянной борьбе. Венец, девица, в гробе нам: Я верен был тебе!..» Он обхватил ее рукой, И оба скрылись под землей. В том доме каждый круглый год Две тени, говорят (Когда меж звезд луна бредет И все живые спят), Являются, как легкий дым, Бродя по комнатам пустым!.. |
По предположению Б. М. Эйхенбаума, замысел этой баллады об измене связан с неразделенной любовью юного Лермонтова к Н. Ф. Ивановой.