М.Ю.Лермонтов

Казачья колыбельная песня.

Казачья колыбельная песня

1838
Спи, младенец мой прекрасный,
       Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
       В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
       Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
       Баюшки-баю.

По камням струится Терек,
       Плещет мутный вал;
Злой чечен ползет на берег,
       Точит свой кинжал;
Но отец твой — старый воин,
       Закален в бою:
Спи, малютка, будь спокоен,
       Баюшки-баю.

Сам узнаешь, будет время,
       Бранное житье;
Смело вденешь ногу в стремя
       И возьмешь ружье.
Я седельце боевое
       Шелком разошью...
Спи, дитя мое родное,
       Баюшки-баю.

Богатырь ты будешь с виду
       И казак душой.
Провожать тебя я выйду —
       Ты махнешь рукой...
Сколько горьких слез украдкой
       Я в ту ночь пролью!..
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
       Баюшки-баю.

Стану я тоской томиться,
       Безутешно ждать;
Стану целый день молиться,
       По ночам гадать;
Стану думать, что скучаешь
       Ты в чужом краю...
Спи ж, пока забот не знаешь,
       Баюшки-баю.

Дам тебе я на дорогу
       Образок святой:
Ты его, моляся богу,
       Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
       Помни мать свою...
Спи, младенец мой прекрасный,
       Баюшки-баю. 

Примечания


По преданию, стихотворение было навеяно пением молодой казачки Дуньки Догадихи над колыбелью ребенка, которое Лермонтов слышал в станице Червленой (Ткачев Г. А. Станица Червленая. Владикавказ, 1912. С. 211—212). Мотив «военной службы» взят Лермонтовым из казачьих колыбельных песен; некоторые подробности, видимо, подсказаны гребенскими лирическими песнями: «проводы добра молодца — красной девицей или молодой женой», которые стоят «у стремячка у правого» (см.: Мендельсон Н. М. Народные мотивы в поэзии Лермонтова: «Венок Лермонтову». М.; Пг., 1914. С. 194). Особенности народного стиля и миросозерцания переданы Лермонтовым так точно, что песня без изменений вошла в народно-поэтический репертуар.